+7 (921) 957-79-48   ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК     info@logodiver.ru

Люки, Канделаки, логотип Новой Москвы и плагиат

novaya-moskva-thumb

Скандал вокруг бренда новой Москвы примечателен тем, что обе стороны дискуссии — и авторы «креатива», и обвиняющие их в плагиате СМИ продемонстрировали впечатляющую некомпетентность в вопросе. Попробую объяснить, почему.

Что произошло?

Напомню историю вопроса: 16 октября на портале РБК появилось сообщение о том, что агентство Тины Канделаки «Апостол» разработало бренд «Новой Москвы» — масштабного проекта по увеличению административной территории Москвы в юго-западном направлении. Стоимость разработки составила 15 миллионов рублей.

В новости были приведены изображение логотипа и несколько страниц из брендбука (полного брендбука в свободном доступе нет). На одной из страниц — изображение канализационного люка с характерным паттерном-узором в духе логотипа.

Дотошные интернет-пользователи быстро раскопали, откуда растут ноги у этого узора. На сайте craftsmanspace.com обнаружился бесплатный клипарт, почти полностью совпадающий с изображением на люке:
bc5718d8af3ad2

Очевидно, что дизайнер перерисовал картинку один в один, выкинул несколько центральных сегментов, чтобы разместить центральную надпись и объединил несколько мелких сегментов слева от нее.

Глупость № 1

В агентстве «Апостол» обвинения в плагиате отвергли с весьма затейливым объяснением:

«Ключевой визуальной метафорой в дизайне бренда Новой Москвы стал узор на основе диаграммы Вороного. В природе этот узор формируется органически, а для его искусственного воспроизведения используются алгоритмы, математически воспроизводящие этот способ разбиения пространства. Вручную правильно изобразить такой узор практически невозможно, а главное — нецелесообразно: при отклонении от правильной сетки теряется узнаваемость узора. В этой связи для генерирования узора Вороного наши дизайнеры использовали специальное программное обеспечение. Подобная практика является общепринятой в графическом дизайне»

Давайте попробуем разобраться, что имели в виду в «Апостоле».

Диаграмма Вороного конечного множества точек S на плоскости представляет такое разбиение плоскости, при котором каждая область этого разбиения образует множество точек, более близких к одному из элементов множества S, чем к любому другому элементу множества.

Звучит устрашающе? А можно объяснить гораздо проще, с помощью модной ныне геополитики!

Расставьте на листе бумаги несколько случайных точек. Пусть лист будет картой мира, а точки — столицами разных государств. Представьте, что правители этих государств решили провести границы между собой максимально честным образом. Сделать это они решают так: «Если какая-то земля находится ближе к моей столице, чем к твоей, то это моя земля. А если ближе твоя столица — это земля твоя».

Пусть у нас на карте только две столицы. Тогда честная граница между ними пройдет ровно посередине и перпендикулярно к линии, соединяющей столицы:

voronoi1

Добавим еще одну точку-столицу. Граница между «новой» страной и каждой из двух старых будет начерчена на карте точно так же: нарисуем отрезок между столицами и через его середину проведем перпендикулярную линию. Теперь мы справедливо поделили мир между тремя странами:

voronoi2

Продолжим добавлять столицы на карту и рисовать границы. В результате мы как раз и построим диаграмму Вороного для заданного набора точек-столиц!

voronoi3

А построили мы ее только с помощью линейки и карандаша! Так что утверждение «Апостола», что «вручную правильно изобразить такой узор практически невозможно» — просто ложно.

Кроме того, непонятно, как использование дизайнерами «Апостола» «специального программного обеспечения» опровергает обвинения в плагиате. Может быть, имелось в виду, что создатель бесплатного клипарта получил такой же узор, потому что работал в той же программе?

Так и это неверно! Для каждого случайного набора точек диаграмма будет своя. Передвиньте столицы — и границы между странами получатся другие.

Похоже, мы имеем дело с попыткой запутать публику в надежде, что никто не будет вникать в дебри геометрии. Однако дебри эти не такие уж непроходимые, чтобы понять — изображение было скопировано намеренно.

Глупость № 2

Казалось бы, мы разобрались с вопросом, откуда взялся узор на люке.

Но посмотрите, как преподносят эту новость солидные СМИ:

«Логотип Новой Москвы, разработанный агентством Канделаки за 15 млн рублей, совпал с бесплатным графическим шаблоном» — newsru.com

Но позвольте! Узор на люке — это вовсе не логотип. Логотип — вот он:

754449223775892

При всей эстетической сомнительности графического решения, которое уже сравнили с «засохшей какашкой» и «печенью алкоголика», сам логотип, похоже, был разработан самостоятельно.

А картинка с люком — фрагмент из брендбука, который целиком пока мало кто видел. Сложно сказать, в каком контексте она там использовалась: как строгий стандарт оформления будущих городских люков или как некое условное изображение «в духе жанра». Хотя, учитывая сумму контракта и общественную значимость проекта, хотелось бы чтобы дизайнеры и для проходной картинки в брендбуке потрудились бы лишний раз использовать свое знаменитое «специальное программное обеспечение».

Но также хотелось бы, чтобы СМИ разобрались наконец в разнице между понятиями «логотип», «герб», «бренд» и «брендбук», чтобы из под их пера не выходили бы такие заголовки:

Компания Канделаки получила 15 млн за логотип для Новой Москвы — bfm.ru

15 миллионов — это стоимость не картинки с логотипом, а всех проведенных работ по созданию бренда. А они могли включать разработку сотен различных носителей бренда и вариантов их адаптации. Каков реальный объем проведенных работ — я не знаю, все что у нас есть — это еще несколько картинок из брендбука (который больше смахивает на презентацию для чиновников):

KV1EDnrd_m

edcIx1ZM_m

KtdmWfI9_m

F3b7niQQ_m

Зная историю тесных отношений «Апостола» и Канделаки с государством, сложно удержаться от мыслей о, скажем так, излишне щедрой оплате услуг агентства. Сложно понять и то, почему гораздо более именитые и опытные агентства Volga Volga и Plenum проиграли тендер «Апостолу». Но приравнивать все объемную и комплексную работу по разработке территориального бренда к одной картинке с логотипом — признак неразберихи с понятиями в головах журналистов.

Глупость № 3

Кстати, о самом логотипе:

В основе композиции логотипа лежат географические очертания Новой Москвы и её транспортная структура, очерченная тремя основными магистралями: Киевским, Калужским и Симферопольским шоссе. — цитата из брендбука

Стилизованный контур города, страны или области — частый гость в логотипах. Однако стилизация стилизации рознь.
Возможно, как закоренелый питерец, я слабо разбираюсь в реалиях московской географии. Но обнаружить сходство между очертаниями Новой Москвы и формой знака мне так и не удалось:

moskva-forma

Стремление передать прихотливые и изрезанные границы нового административного образования с помощью выпуклого многоугольника на мой неискушенный взгляд выглядит как попытка «натянуть ежа на глобус».

Постойте, у ежа это получается даже лучше!
moskva-forma2

liketxt

3 Comments

  • NuzGooL:

    Московское управление ФАС России выявило нарушения при проведении ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы»конкурса по выбору подрядчика для разработки бренда «новой Москвы», сообщает пресс-служба ведомства. «По поручению прокуратуры Москвы московское УФАС России провело проверку действий заказчика в ходе данной закупки. В результате НИиПИ Генплана Москвы оштрафовано за нарушение при проведении закупки по созданию бренда «новой Москвы», — говорится в сообщении.

    http://moscowbig.ru/news/fas_oshtrafovala_niipi_genplana_moskvy_za_vybor_apostola_v_kachestve_razrabotchika_brenda_novoj_moskvy/2015-12-25-3185

  • Интересно посмотреть на портфолио агентства, разработавшего «засохшую какашку».

  • Виктория:

    Огромное спасибо, жаль я раньше не нашла эту статью… огромное ещё раз спасибо, что так просто и доходчиво объяснили сложную вещь!

Оставьте комментарий:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Закажите логотип или фирменный стиль сейчас! Заказать