После месяца раздумий оргкомитет Олимпийских Игр 2020 года в Токио отказался от использования логотипа Игр, представленного широкой публике 24 июля. Причина — разразившийся скандал с обвинениями японского дизайнера Кэндзиро Сано в плагиате.
Дизайнер Оливье Дэби из Бельгии обвинил японца в заимствовании созданного им два года назад логотипа для театра в городе Льеже. Одними словами дело не обошлось — Дэби подал иск в бельгийский суд с требованием рассмотреть дело о плагиате.
Еще недавно официальные лица в Японии не признавали сходства двух логотипов, и заверяли, что с его использованием проблем не возникнет. Представитель организационного комитета по связям с общественностью Масанори Такая заявлял: «Мы представили эмблему после прохождения процесса международной регистрации торгового знака. Мы не особенно беспокоимся по этому поводу.»
Тем не менее, сегодня, 1 сентября, оргкомитет Игр объявил о «приостановке» использования эмблемы и старте процедуры выборов нового логотипа соревнований в ближайшее время.
Плагиат ли это?
В случае таких простых знаков нельзя однозначно определить, заимствовал ли японец элементы работы бельгийца.
На мой субъективный взгляд, подкрепленный лишь опытом и интуицией — нет. Слишком уж проста форма, основанная на форме буквы T. Эта идея могла прийти в голову разным дизайнерам при разных обстоятельствах.
В этом-то и опасность очень простых знаков , несмотря на классический постулат «логотипостроения» — логотип должен быть простым. Чем проще знак — тем больше вероятность, что кто-то уже делал что-то подобное.
Классический подход к созданию фирменного стиля складывался в 60-е годы прошлого века, когда общее количество логотипов и торговых марок в мире было на один-два порядка меньше, чем сейчас. Многие известные бренды, на которые ориентируются современные дизайнеры, «застолбили» свое место под солнцем в те годы, когда визуальная конкуренция была гораздо слабее.
Поэтому ориентироваться на минималистичные логотипы всемирно известных компаний надо с известной долей осторожности, учитывая современный контекст.
В этом смысле разработку логотипа можно сравнить с добычей нефти: первые открытые ее месторождения лежали на поверхности, и себестоимость добычи была низка. По мере истощения запасов нефти человечество бурит все более глубокие скважины, ищет ее во льдах Арктики и сланцевых породах.
Так и в брендинге: эра очевидных и простых визуальных решений уходит, логотипы становятся сложнее.
А в этом случае?
Кстати, гораздо больше подозрений во вторичности логотипа японской Олимпиады может вызвать схожесть ее с совсем другой работой. Вот логотип для благотворительной акции по сбору средств для пострадавших от землетрясения и цунами в Японии:
Этот знак создали испанцы из Hey Studio в 2011 году. Кроме форм знака, в пользу версии о плагиате говорит поразительно близкая цветовая гамма знака. С другой стороны, красный круг — всемирно известный символ Японии, который используется в сотнях логотипов, подчеркивающих связь с этой страной.
Что характерно, испанская студия не имеет претензий к Кэндзиро Сано и «воспримет за честь, если автор эмблемы Олимпиады-2020 был вдохновлен их творением».
А что думаете вы?
Интересно было бы услышать ваше мнение: имел ли место прямой плагиат? Может быть, это неосознанное заимствование когда-то увиденного? Или это простое совпадение?
Дизайнер салата Оливье подал в суд на дизайнера Оливье.
Компиляция из двух логотипов. Смешно думать, что это были совпадения визуальных образов у разных людей. Вплоть до цветовой гаммы и пропорций.