История смены логотипа портала DeviantArt — это удивительная иллюстрация к тезису «лучшее — враг хорошего».
DeviantArt — это сайт, о котором вы, возможно, и не слышали. А между тем это крупнейшая социальная сеть для художников. Возникшая, кстати, еще в те времена, когда понятия «социальная сеть» еще не существовало — в 2000 году.
Это в самом деле гигантская успешная площадка «для своих»: 32 миллиона художников, фотографов и аниматоров, которые ежедневно выкладывают на сайт 160 000 (вдумайтесь!) своих произведений. Само собой, за 15 лет здесь сформировалась своя атмосфера, правила и мощные традиции.
А интернет все это время не стоял на месте, и 15 лет спустя стало достаточно очевидно, что старорежимный сайт удивительного болотного цвета и дешевый логотип из эры ICQ — это не верх совершенства.
И вот, решительно стремясь порвать с прошлым, владельцы портала заказали ребрендинг студии Moving Brands.
Мало кто может отрицать, что Moving Brands находятся на переднем краю брендинга, раздвигая устоявшиеся рамки и ломая традиции. Достаточно вспомнить их «ожившую» работу для SwissCom, которая породила целую волну «динамической айдентики». Или логотип Mindshare, отказавшийся от оригинальности формы ради уникальности цвета.
Ребрендинг DeviantArt действительно радикален — в логотипе с трудом можно опознать монограмму dA, а идея со «срезанием углов» в любой шрифтовой композиции выглядит довольно назойливо (хотя хорошо работает в паре с работами художников в качестве фона).
Как бы то ни было, это действительно большой шаг вперед и хороший шанс для DeviantArt догнать уходящий поезд современного визуального языка.
Точнее, это могло бы стать хорошим шансом, если бы не 32 миллиона человек, для которых DeviantArt — почти что дом родной. А тут в дом приходит некто, выкидывает старую мебель и клеит новые, но такие чужие обои.
Поднявшаяся буря отдаленно напоминает кампанию «Дуров, верни стену!», прокатившуюся когда-то по Vkontakte после известных изменений.
Вот так, например, отреагировал русский сегмент портала на нововведения:
Более того, энтузиасты-консерваторы создали специальные дополнения для популярных браузеров, которые меняют ненавистный новый логотип на привычный старый.
Разумеется, пользователи смирятся и привыкнут. И возможно, даже прикипят душой к новому логотипу. Но это еще не конец истории — впереди у бедных «девиантов» радикальный редизайн сайта, к которому привыкнуть будет еще сложнее. Так что дай им Бог терпения!
А для всех остальных — это прекрасный способ поразмыслить о роли дизайна в обществе: должен ли он соответствовать ожиданиям и потакать существующему вкусу, или наоборот, двигать общество вперед, даже преодолевая его сопротивление?
Если бы речь шла о чистом искусстве, то ответ однозначен: художник никому ничего не должен и свободен от чужого мнения. Общество понимает это, и даже относится с некоторым благоговением даже к самым эксцентричным проявлениям этой свободы: тот факт, что Ван Гог отрезал себе ухо известен публике гораздо лучше, чем его творчество.
(Забавно, кстати, что художники-пользователи DeviantArt на самом деле оказались не радикалами, что было бы вполне естественно, а жесткими консерваторами).
Но с дизайном другая история: его миссия — удовлетворять потребности людей, упрощать их взаимодействие с миром. Если объектом дизайна неприятно пользоваться — значит им неудобно пользоваться, то есть этот дизайн не решает задачу. Дизайнер — не художник, он не может существовать без обратной связи от общества и его представлений о прекрасном. А с другой стороны, тот первобытный «дизайнер», который изобрел колесо, тоже вряд ли сразу собрал кучу «лайков» от сородичей по племени…
хорошая статья, спасибо.
я как-то пропустил это событие.
никогда особо не любил логотип и стиль da. из-за них у меня было неоднозначное впечатление о бренде в целом.
а новый вроде ничего. не потому что он новый, а потому что подкреплен четкой системой и логикой. это я люблю.