Логотип интернет-провайдера

Недавние споры наших соседей вокруг конкурса «Украина как бренд» затронули тему, актуальную для любой страны. Насколько оправдано и эффективно использование национальной символики в логотипах и айдентике в целом? Особенно остро этот вопрос встает для компаний, ориентированных на внутренний рынок страны.

Дело в том, что набор узнаваемых национальных символов достаточно узок, а желающих задействовать их в своем фирменном стиле — много. Кроме того, если для иностранца, скажем, матрешка и балалайка — вполне адекватные символы России, то для наших сограждан такая символика может явственно отдавать китчем и «клюквой», что совсем не всегда уместно.

Эти вопросы встали передо мной при разработке логотипа хостинг-компании из Республики Беларусь. Bel.by был задуман как национальный хостинг-провайдер при поддержке государства, с прицелом на интернет-проекты государственного масштаба.
В этой ситуации использование национальных, общебелорусских мотивов в айдентике было оправдано. Однако для серьезной инновационной компании важно было очистить традиционные образы от налета старины, взглянуть на них по-новому.

В основу орнамента на белорусском флаге положен узор, вытканный на рушнике в 1917 году крестьянкой деревни Костелище Матреной Маркевич.

В основу орнамента на белорусском флаге положен узор, вытканный на рушнике в 1917 году крестьянкой деревни Костелище Матреной Маркевич.

В детстве, которое пришлось на последние годы СССР, Белоруссия представлялась мне самой веселой республикой Союза. И все из-за символики: на флагах остальных республик были однотипные разноцветные полосы на красном фоне. Латвия с Эстонией позволяли себе некоторую фривольность и эти полосы были волнистыми. Запомнить, у кого какой флаг, было нереально.
И только белорусский флаг узнавался сразу, благодаря характерному орнаменту вдоль древка. На фоне безликих флагов остальных союзных республик здесь чувствовалась какая-то своя история, свои корни.

Не случайно Беларусь — единственная страна, вернувшаяся к своему советскому флагу.

Теперь требовалось увидеть этот орнамент свежим взглядом. Один из способов это сделать — всмотреться в мелкие детали. Ба, да это же настоящие пиксели! Уже теплее. Реальный рушник превращается в геометрическую абстракцию, с которой можно поиграть.
Например — «натянув» ее на сферу-глобус, незатейливо подчеркнув наполеоновские планы Bel.by.

Инь-Янь по-белорусски.

Инь-Янь по-белорусски

Вот и готов знак, который может одновременно «держаться корней» и не сваливаться в китч «а ля (бело)рюс». Он хорошо подружился в логотипе со шрифтом Sansation. Пришлось лишь слегка обработать шрифт напильником, уменьшив высоту верхних выносных элементов b и l, чтобы снизить эффект «частокола» из букв. Точка в названии, разумеется, стала красной, как «пиксель» орнамента.