valaam-logo

Спасо-Преображенский православный монастырь, расположенный на архипелаге Валаам в Ладожском озере — одна из древнейших святынь России. Летописи говорят,что первый храм появился здесь еще до крещения Руси князем Владимиром, во времена княгини Ольги. За последующие века обитель не раз переживала разорение и запустение, но каждый раз возрождалась вновь.

После возобновления монашеской жизни на острове в 1989 г. возродились многие монастырские традиции и промыслы, в том числе и выпечка знаменитого валаамского хлеба на закваске. Этот хлеб приготовляется в дровяных кирпичных печах, остается свежим несколько суток и не черствеет. Долгое время валаамский хлеб можно было попробовать только в самом монастыре, но с недавних пор он стал доступен и петербуржцам. Так возник вопрос о бренде валаамского хлеба, и его основном элементе — логотипе.

valaam-sign

Фото: Квасников Юрий Сергеевич, temples.ru

Разработанный для логотипа знак представляет собой стилизованное изображение храма Никольского скита. Этот скит — визитная карточка Валаама, первая церковь, которую видит приплывающий по Ладоге на Валаам паломник. Небольшая шатровая церковь, которой восхищался еще Александр Дюма, узнается в логотипе благодаря характерной пристройке-звоннице, увенчанной кокошником.

izhitsa

Беда многих логотипов, подчеркивающих связь с церковью, православием и русской историей — однотипность шрифтовых решений. Это связано с весьма ограниченным набором готовых шрифтов, созданных по мотивам допетровского письма. ( Особняком здесь, конечно, стоит шрифт Ижица, который используется в тысячах логотипов, вывесок и надписей по всей России. Созданный в 1988 году, на волне интереса к церковной культуре он заполонил собой все.)

valaam-vyaz

Поэтому правильным в данной ситуации было разработать свое уникальное шрифтовое решение для логотипа, благо 700 лет развития допетровской кириллицы дают такую возможность. В логотипе была реализована фантазия на тему упрощенной русской вязи, орнаментального письма XVI—XVII веков, с характерными узкими буквами, очень плотно «подогнанными» друг к другу.

В своем типичном воплощении вязь превращается в своего рода трудночитаемый ребус-орнамент, с сокращениями слов, буквами разного размера и расположения, сливающимися элементами и украшениями. В современном логотипе подобные головоломки вряд ли уместны, поэтому у вязи был позаимствован общий характер высоких букв с сохранением читабельности.

Untitled-1