+7 (812) 957-79-48   ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК                  info@logodiver.ru  

Люки, Канделаки, логотип Новой Москвы и плагиат

Скандал вокруг бренда новой Москвы примечателен тем, что обе стороны дискуссии — и авторы «креатива», и обвиняющие их в плагиате СМИ продемонстрировали впечатляющую некомпетентность в вопросе. Попробую объяснить, почему.

Что произошло?

Напомню историю вопроса: 16 октября на портале РБК появилось сообщение о том, что агентство Тины Канделаки «Апостол» разработало бренд «Новой Москвы» — масштабного проекта по увеличению административной территории Москвы в юго-западном направлении. Стоимость разработки составила 15 миллионов рублей.

В новости были приведены изображение логотипа и несколько страниц из брендбука (полного брендбука в свободном доступе нет). На одной из страниц — изображение канализационного люка с характерным паттерном-узором в духе логотипа.

Дотошные интернет-пользователи быстро раскопали, откуда растут ноги у этого узора. На сайте craftsmanspace.com обнаружился бесплатный клипарт, почти полностью совпадающий с изображением на люке:
bc5718d8af3ad2

Очевидно, что дизайнер перерисовал картинку один в один, выкинул несколько центральных сегментов, чтобы разместить центральную надпись и объединил несколько мелких сегментов слева от нее.

Глупость № 1

В агентстве «Апостол» обвинения в плагиате отвергли с весьма затейливым объяснением:

«Ключевой визуальной метафорой в дизайне бренда Новой Москвы стал узор на основе диаграммы Вороного. В природе этот узор формируется органически, а для его искусственного воспроизведения используются алгоритмы, математически воспроизводящие этот способ разбиения пространства. Вручную правильно изобразить такой узор практически невозможно, а главное — нецелесообразно: при отклонении от правильной сетки теряется узнаваемость узора. В этой связи для генерирования узора Вороного наши дизайнеры использовали специальное программное обеспечение. Подобная практика является общепринятой в графическом дизайне»

Давайте попробуем разобраться, что имели в виду в «Апостоле».

Диаграмма Вороного конечного множества точек S на плоскости представляет такое разбиение плоскости, при котором каждая область этого разбиения образует множество точек, более близких к одному из элементов множества S, чем к любому другому элементу множества.

Звучит устрашающе? А можно объяснить гораздо проще, с помощью модной ныне геополитики!

Расставьте на листе бумаги несколько случайных точек. Пусть лист будет картой мира, а точки — столицами разных государств. Представьте, что правители этих государств решили провести границы между собой максимально честным образом. Сделать это они решают так: «Если какая-то земля находится ближе к моей столице, чем к твоей, то это моя земля. А если ближе твоя столица — это земля твоя».

Пусть у нас на карте только две столицы. Тогда честная граница между ними пройдет ровно посередине и перпендикулярно к линии, соединяющей столицы:

voronoi1

Добавим еще одну точку-столицу. Граница между «новой» страной и каждой из двух старых будет начерчена на карте точно так же: нарисуем отрезок между столицами и через его середину проведем перпендикулярную линию. Теперь мы справедливо поделили мир между тремя странами:

voronoi2

Продолжим добавлять столицы на карту и рисовать границы. В результате мы как раз и построим диаграмму Вороного для заданного набора точек-столиц!

voronoi3

А построили мы ее только с помощью линейки и карандаша! Так что утверждение «Апостола», что «вручную правильно изобразить такой узор практически невозможно» — просто ложно.

Кроме того, непонятно, как использование дизайнерами «Апостола» «специального программного обеспечения» опровергает обвинения в плагиате. Может быть, имелось в виду, что создатель бесплатного клипарта получил такой же узор, потому что работал в той же программе?

Так и это неверно! Для каждого случайного набора точек диаграмма будет своя. Передвиньте столицы — и границы между странами получатся другие.

Похоже, мы имеем дело с попыткой запутать публику в надежде, что никто не будет вникать в дебри геометрии. Однако дебри эти не такие уж непроходимые, чтобы понять — изображение было скопировано намеренно.

Глупость № 2

Казалось бы, мы разобрались с вопросом, откуда взялся узор на люке.

Но посмотрите, как преподносят эту новость солидные СМИ:

«Логотип Новой Москвы, разработанный агентством Канделаки за 15 млн рублей, совпал с бесплатным графическим шаблоном» — newsru.com

Но позвольте! Узор на люке — это вовсе не логотип. Логотип — вот он:

754449223775892

При всей эстетической сомнительности графического решения, которое уже сравнили с «засохшей какашкой» и «печенью алкоголика», сам логотип, похоже, был разработан самостоятельно.

А картинка с люком — фрагмент из брендбука, который целиком пока мало кто видел. Сложно сказать, в каком контексте она там использовалась: как строгий стандарт оформления будущих городских люков или как некое условное изображение «в духе жанра». Хотя, учитывая сумму контракта и общественную значимость проекта, хотелось бы чтобы дизайнеры и для проходной картинки в брендбуке потрудились бы лишний раз использовать свое знаменитое «специальное программное обеспечение».

Но также хотелось бы, чтобы СМИ разобрались наконец в разнице между понятиями «логотип», «герб», «бренд» и «брендбук», чтобы из под их пера не выходили бы такие заголовки:

Компания Канделаки получила 15 млн за логотип для Новой Москвы — bfm.ru

15 миллионов — это стоимость не картинки с логотипом, а всех проведенных работ по созданию бренда. А они могли включать разработку сотен различных носителей бренда и вариантов их адаптации. Каков реальный объем проведенных работ — я не знаю, все что у нас есть — это еще несколько картинок из брендбука (который больше смахивает на презентацию для чиновников):

KV1EDnrd_m

edcIx1ZM_m

KtdmWfI9_m

F3b7niQQ_m

Зная историю тесных отношений «Апостола» и Канделаки с государством, сложно удержаться от мыслей о, скажем так, излишне щедрой оплате услуг агентства. Сложно понять и то, почему гораздо более именитые и опытные агентства Volga Volga и Plenum проиграли тендер «Апостолу». Но приравнивать все объемную и комплексную работу по разработке территориального бренда к одной картинке с логотипом — признак неразберихи с понятиями в головах журналистов.

Глупость № 3

Кстати, о самом логотипе:

В основе композиции логотипа лежат географические очертания Новой Москвы и её транспортная структура, очерченная тремя основными магистралями: Киевским, Калужским и Симферопольским шоссе. — цитата из брендбука

Стилизованный контур города, страны или области — частый гость в логотипах. Однако стилизация стилизации рознь.
Возможно, как закоренелый питерец, я слабо разбираюсь в реалиях московской географии. Но обнаружить сходство между очертаниями Новой Москвы и формой знака мне так и не удалось:

moskva-forma

Стремление передать прихотливые и изрезанные границы нового административного образования с помощью выпуклого многоугольника на мой неискушенный взгляд выглядит как попытка «натянуть ежа на глобус».

Постойте, у ежа это получается даже лучше!
moskva-forma2


liketxt

4 комментария

  • NuzGooL:

    Московское управление ФАС России выявило нарушения при проведении ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы»конкурса по выбору подрядчика для разработки бренда «новой Москвы», сообщает пресс-служба ведомства. «По поручению прокуратуры Москвы московское УФАС России провело проверку действий заказчика в ходе данной закупки. В результате НИиПИ Генплана Москвы оштрафовано за нарушение при проведении закупки по созданию бренда «новой Москвы», — говорится в сообщении.

    http://moscowbig.ru/news/fas_oshtrafovala_niipi_genplana_moskvy_za_vybor_apostola_v_kachestve_razrabotchika_brenda_novoj_moskvy/2015-12-25-3185

  • Интересно посмотреть на портфолио агентства, разработавшего «засохшую какашку».

  • Виктория:

    Огромное спасибо, жаль я раньше не нашла эту статью… огромное ещё раз спасибо, что так просто и доходчиво объяснили сложную вещь!

  • Илья Ли:

    Статья хорошая, все правильно пояснили. Смущает только одно: опять упоминаете всякие агентства, которые якобы сделали бы лучше. Давайте будем честны: большинство агентств делают плохие логотипы и эти бабки не оправдывают. Я недавно посмотрел чем вообще мир логотипов живёт. Есть много новых имён, которые обалденные вещи делают. Взять хоть того же Мишу Головачева (scorpy design) или Vad Bunkoff. Полистайте logobaker. На dribbble зайдите. Сейчас фрилансеры лучше работают чем эти раздутые пиаром брендинговые агентства. Да хоть половину этого бюджета дать нормальному профессионалу, он сделает качественный продукт намного лучше этих агентств.

Leave a Reply to Виктория Cancel Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Нужен логотип или фирменный стиль? Оставьте заявку